|
Существует два основных стиля сада: формальный или регулярный и свободный или ландшафтный.
Первый стиль – это сложная геометрия составляющих сада, всё ограничено строгими плоскостями, имеет форму кубов, конусов, цилиндров и других геометрических тел.
Появлением этого стиля мы обязаны восторжествовавшему в XVII веке во Франции абсолютизму и «Веку Людовика XIV» принявшего титул «Короля – Солнца».
Чопорность, забота о престиже, установление этикета, распорядка и дисциплины – с одной стороны. Основание академий, переход от ремесла к мануфактуре, просвещение – с другой стороны, сформировали взгляд на архитектуру и парковое искусство этого времени.
Архитектура барокко - как символ власти, величественная и подавляющая, парк - продолжение архитектуры – как метафора. Уподобление огромного, как мир, дворца и парка сказочному царству логики и порядка.
Построенный в этот период Людовиком и вобравший в себя все идеи абсолютизма, Версальский садово-парковый комплекс стал в последствии символом регулярного стиля.
Доминанта архитектуры, террасы, обязательный партер - сочетание газона, цветников и воды в правильной геометрии, простотой и ясностью своих соотношений. Применение осыпей («мертвого» материала) – песок, толчёный кирпич, уголь и прочее – как формообразующего элемента сада, прямые дорожки. Размещение статуй и других малых архитектурных форм также подчиняется этому порядку.
Регулярные сады распространились в XVII – XVIII веках по всей Европе.
|
|
|
В противовес формальному стилю в Англии в конце XVIII века получил развитие ландшафтный стиль.
Сформировавшийся в эпоху господства романтизма в искусстве, ландшафтный стиль предполагает подражание природе, имитацию её лучших образцов.
На смену регулярным посадкам растений приходят групповые, поляны и лужайки свободных очертаний сменяют геометрию партеров, правильные линии фонтанов сменяют водоёмы в извилистых берегах, дорожки приобретают криво линейность.
Но за всей этой «естественностью» всегда кроется продуманность и конкретный ассоциативный образ, лежащий в основе авторской концепции сада. По всему парку, как бы невзначай, намечался маршрут, следуя которому посетителю открывалась последовательная смена живописных пейзажей. Одна и та же постройка открывалась с разных ракурсов. В этом английский ландшафтный парк очень схож с японским садом.
Понятие же «пейзажный парк» впервые сформулировал английский профессор Рептон. Четыре основных принципа построения такого парка используются до сих пор: подчёркивание естественной красоты ландшафта; маскирование недостатков; свободная планировка, создающая иллюзию естественного происхождения; все элементы подчинены целому. Ландшафтный стиль – это многообразие и фантастичность пейзажей, богатство цвета и форм.
|
|
|
Понятие стиля подразумевает совокупность приёмов и средств художественной выразительности на основе идеи, отличительной черты, национальной и исторической особенности. Стиль сада всегда является продолжением архитектурного стиля, всегда несёт на себе отпечаток времени и места расположения, функционального назначения и авторской идеи.
Поэтому, из двух основных стилей сада – регулярного и ландшафтного – путём взаимного проникновения и на основе перечисленных составляющих появляется огромное количество видов садов: итальянский, голландский, колониальный, классический, японский, китайский, византийский. Сад в стиле модерн, архитектурный, романтический, водный и т.д.
Рассмотрим некоторые из них.
Итальянский сад или «патио» - это небольшой мощеный внутренний дворик. Мозаичный пол дополняют керамические вазоны и горшки с растениями, перголы, увитые виноградом, подвесные горшки с цветами. Небольшой водоём в обрамлении всё той же мозаики или природного камня, чаще правильной формы, иногда пристенный с водопадом и фигурами или маской. Садовая мебель металлическая с орнаментом.
|
|
|
Французский сад – сад формальный. Сформированные деревья правильных геометрических форм, боскеты, создающие впечатление комнат. Планировка всего пространства сада напоминает планировку улиц большого города. Обязателен партер. Расходящиеся на два – три километра от основного здания прямые аллеи в пересечениях украшаются статуями, фонтанами, вазонами или бассейнами. Применяются осыпи, как для создания орнаментов, так и для покрытия дорожек. Много роз.
|
|
|
Голландский сад
имеет небольшой центрально расположенный газон в обрамлении стриженой живой изгороди из вечнозелёных растений.
Вдоль изгороди делаются посадки кустарников и многолетних цветов. Деревьев на участке немного. В основном плакучие формы берёзы, ивы, миндаля или низкорослые плодовые деревья. Используется много «деревенской утвари» - тачки, скамейки, чугунные колонки, флюгер и т. д.
Небольшие мельницы, фигурки животных и птиц, а также много луковичных цветов, являющихся символом Голландии.
|
|
|
Сад в стиле модерн
, как правило, имеет формальные очертания, но при этом не придерживается строгой симметрии. Свободная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный узор. Все элементы подчинены единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Из растений подойдут хоста и гладиоусы со своими остроконечными листьями, декоративные травы, почва – покровные многолетники, образующие плотные «коврики», хвойные и лиственные деревья с плотной кроной и ясным силуэтом.
Декоративные элементы сада модерн - ограждения, вазы, мебель, скульптура – также подчинены общему символическому замыслу и орнаментальному ритму. Кованые решётки с декором, кованая мебель с деревянными поверхностями, или мебель, плетенная с мягкими «текучими» формами, терракотовые горшки с орнаментом, кованые орнаментированные подставки для горшков.
Таким образом, стиль модерн очень уместен там, где на небольшом пространстве необходимо создать утонченный живописный кусочек сада. Это может быть терраса дома или беседка соответствующего стиля и примыкающее к ней пространство. Очень удачно можно использовать возможности витража - на окнах дома, выходящих в такой сад, или в остеклении беседки в таком саду.
|
|
|
Зачастую к стилю модерн относят средства художественной выразительности больше свойственные стилям, которые стали продолжением модерна - рационализм, неопластицизм и функционализм, объединённые общим названием – модернизм.
Основными чертами этих стилей является - простота геометрических форм, «чистые» (спектральные без смешивания) цвета, лаконичность и функциональность составляющих.
Вообще модернизм (общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 века) несёт в себе огромные возможности для творчества и самовыражения, в том числе и в садово-парковом искусстве.
|
|
|
Японский сад
– это уголок восточной природы в миниатюре.
Как и ландшафтный сад, японский сад имеет свободную планировку,
имитирующую естественную природу, и так же подчинен замыслу автора. Это сад созерцательный и символичный, не для прогулок, а для пассивного созерцания с определенной точки, например из окна дома.
Его можно сравнить с живописной картиной, от которой невозможно оторвать глаз.
Основные составляющие:
– камень, имитирующий горы
– камень, различный по цвету, размеру и фактуре пошаговых дорожек
– галька, гравий или песок, имитирующие море или ручей
– небольшие водоёмы, имитирующие озёра
– водотоки с перепадами, имитирующие бурные горные реки
– карликовые деревья – бонсай, имитирующие очертания леса
– каменные пагоды и японские фонарики, имитирующие монастыри и храмы, имеющие определённое функциональное назначение и место в саду.
Все эти элементы, подчиненные общему замыслу, на небольшом участке посредством изменения естественного масштаба (использование карликовых деревьев)
призваны создать пространственную глубину, иллюзию естественной природы.
Кроме каменных фонариков используются деревянные помосты для перехода через водоёмы или деревянные изогнутые мостики. Они могут быть ярко-красного цвета, что более характерно для сада в Китайском стиле. Часто используется бамбуковые изгороди и бамбуковые мини бассейны. Среди вечнозеленых растений особой популярностью пользуется зонтичная сосна. Используются азалии, рододендроны, восточные виды клёнов и разнообразные виды и формы слив. Много мха.
Зачастую водотоки, имитирующие бурные горные реки, обустраиваются с помощью мелкой гальки
или колотого камня мелкой фракции. Берега такого «водотока» также оформляются мхом,
отдельно стоящими деревьями и большими валунами
Несмотря на аскетизм выразительных средств, в любое время года и в любом климате японский сад всегда прекрасен и удивителен! Это совсем иной взгляд на окружающий нас мир, призывающий нас к медитации и осознанию величия Природы.
Посмотреть виды японского сада в разное время года, а также японские фонарики вы можете на страницах сайта Бонсай
японский сад и бонсай
|
|
|
|
Прокладывание дорожек на участке – не менее важный этап в работе по созданию гармоничного пространства.
В основе схемы дорожек участка также должна лежать функциональность.
Для того чтобы составить такую функциональную схему мощения, прежде всего, необходимо определить маршруты движения по участку,
выделить наиболее часто используемые,
выбрать наиболее понравившиеся материалы покрытия дорожек.
Определить – будет ли отмостка вашего дома совмещаться с дорожками, образуя просторную декоративно оформленную территорию вокруг него.
Хотите ли вы иметь больше площади, занятой газоном и посадками растений, или вам больше по душе мощёные пространства.
Далее следуя простому принципу – наиболее часто используемое должно быть шире, декоративнее и прочнее – вы можете присвоить каждому отрезку маршрута соответствующую ширину дорожки и определить материал мощения.
Наиболее часто используемая ширина дорожек - 80см, 100-120см, 150см.
Дорожки 70-80 см шириной, на мой взгляд, несколько узковаты. Ходить по ним даже вдвоём уже не удобно, и смотрятся они в большинстве случаев не соразмерно с масштабом построек и размером участка. Оптимальный размер 100 -120 см., если позволяют средства, то можно сделать 150 см. На такой дорожке будет удобно и прогуливаться, и рисунок мощения можно будет сделать более интересным.
Более широкие дорожки целесообразно применять при въезде в гараж (ширина может составлять 3 – 5 м) или местах прохода большого количества людей.
Те места своего участка, которые посещаются крайне редко, вы можете соединить с основными площадями посредством пошаговых дорожек. Для этих целей существует большое количество декоративных натуральных камней и искусственных плит.
|
|
|
Материалы, применяемые для мощения очень разнообразны. Это и множество видов тротуарной плитки, и природный камень, и разнообразное их сочетание по фактуре и цвету. Не стоит бояться сочетания различных материалов при мощении одного участка дорожки или площадки. При умелом использовании различные по всем показателям материалы вполне могут составить очень гармоничную картину, а это разнообразие оживит общую картину сада во все времена года.
|
|
Материалы для мощения и конфигурация дорожек, также являются инфернальными составляющими, то есть, взаимосвязанными с архитектурой, местностью и стилистикой будущего сада.
Всегда интересно смотрится мощение по своему рисунку повторяющее детали архитектуры фасада здания, каких-то его особенностей и цветовых решений.
|
|
Рынок всё время предлагает новые материалы.
Тротуарная плитка от
“SEMMELROCK”
- стильное решение для вашего дома и сада.
Австрийская компания, построившая множество заводов по производству плитки по всей Европе, уже завоевала популярность у наших соседей в Латвии, Литве и Эстонии. На белорусском рынке - это пока ещё новинка!
Качество, стильный дизайн, широкая гамма цветов и разнообразие коллекций позволят удовлетворить самые высокие запросы покупателя.
STON-KER
Это нечто среднее между природным камнем и его имитацией на основе природных компонентов. Новое поколение керамики на основе новой технологии.
По своим качествам эксплутационным качествам таким как: высокая износоустойчивость, низкое водопоглощение, морозоустойчивость – он близок к природному камню. Большое разнообразие цветовых оттенков, удобство в применении и гигиеничность.
Прочность и разнообразие, два трудно совместимых качества позволяют ему занять достойное место в мире архитектуры. Он пригоден для использования как снаружи здания, так и внутри.
|
| |